Кносский дворец — лабиринт Минотавра
Кносский дворец был построен в период минойской цивилизации, которую специалисты называют дворцовой. Именно в эту эпоху создавались лучшие шедевры критской архитектуры, дошедшие до наших дней. Дворец признан экспертами образцом удачного архитектурного решения и напоминает о величии Крита в давние времена.
Легенда о Миносе
Согласно греческой мифологии, правителем Крита был Минос, для которого и построили роскошный дворец. Минос был одним из сыновей верховного божества Зевса.
Однажды хранитель морских пучин Посейдон отправил Миносу красивого быка белого цвета и повелел принести его в жертву. Однако Минос ослушался божество, после чего Посейдон пришел в бешенство и навел чары на царскую жену Пасифаю. Она влюбилась в быка, вступила с ним в порочную связь и родила Минотавра.
Ребенок быка и Пасифаи напоминал внешне и человека, и быка. Минос, узнав о внебрачной связи своей супруги, проклял ее, а родившееся чудовище решил спрятать, чтобы избежать позора.
Минос обратился к известному архитектору Дедалу и попросил его построить огромный дворец с лабиринтами и сложными переходами. Целью Миноса было спрятать Минотавра от людей.
В результате страшное чудовище поселилось в лабиринтах кносского дворца. Оно питалось юношами и девушками, которых оставляли у входа в лабиринт. Жители Крита боялись Минотавра до тех пор, пока туда не прибыл герой Тесей, победивший чудовище и избавивший Крит от многолетних страданий.
Экскурсии в Острове Крите
Загадка открытия
Долгое время Кносский дворец считался мифом, и никто из известных археологов не собирался его искать. Такая ситуация продолжалась вплоть до 1878 года, когда греческий ученый Минос Калокеринос смог определить местоположение дворца. Он начал раскопки, однако они прекратились по приказу турецких властей.
Следующую попытку раскопать дворец предпринял на тот момент уже легендарный Генрих Шлиман, желавший укрепить свой статус как великого первооткрывателя сокровищ древности.
Он прибыл на Крит в 1886 году и решил приобрести участок земли в месте около будущих раскопок. Однако турки попытались обмануть его, указав неправильные данные в контракте, что возмутило Шлимана и он покинул Крит.
В итоге слава первооткрывателя Кносского дворца досталась англичанину Артуру Эвенсу. Он не был профессиональным археологом, а лишь воодушевился греческими мифами и легендами. Артур приехал на Крит в 1894 году и приобрел участок холма, на котором в дальнейшем нашел дворец.
Через шесть лет исследователь начал основательные раскопки и в результате открыл миру ценнейшие археологические находки, а также древнейшую цивилизацию.
Архитектурные особенности
Кносский дворец был построен по такому сложному и выверенному плану, что современные специалисты признают высокий уровень развития точных и прикладных наук в древнем Крите. Минойским инженерам-строителям удалось создать уникальный архитектурный ансамбль со сложной планировкой.
После реконструкции дворца стало понятно, что он представлял собой единое пространство с большим количеством пересекающихся лабиринтов и подземных ходов. При этом каждое помещение было изолировано, что создавало ощущение автономности от других людей.
Кроме главных покоев царя Миноса во дворце находились:
- кладовые, погреба;
- хранилища для оружия и сокровищ;
- помещения для культовых поклонений;
- театр;
- мастерские художников и скульпторов;
- жилые помещения.
Гордостью дворца была собственная вентиляционная система, водопровод и канализация. Археологи до сих пор теряются в догадках, каким образом строители прошлого сумели создать столь совершенную городскую инфраструктуру. После исчезновения минойской цивилизации канализация на Крите вновь появилась лишь спустя 2500 лет.
Еще одна удивительная архитектурная особенность дворца – наличие на его стенах удивительных фресок. Часть их них настолько хорошо сохранилась, что на них можно видеть мельчайшие детали изображений. Как правило, тематика фресок была связана с морем, поскольку жители Крита были близки к нему.
Таинственный лабиринт
Под пространством дворца археологи обнаружили множество ходов, тайных комнат и тупиков. Споры о предназначении лабиринта продолжаются до сих пор. На сегодняшний день существует несколько версий, которые утверждают, что лабиринт являлся частью:
- царского дворца;
- религиозного центра жрецов;
- дворца-города.
Религиовед Мирча Элиаде предоставил весьма весомые доказательства того, что Кносский дворец на самом деле служил культом смерти. По мнению ученого, помещения лабиринта использовались для изготовления мумий и хранения тел умерших. Многочисленные сосуды и кувшины, найденные в лабиринте, являлись погребальными урнами.
Специалист отмечал, что на Крите всегда процветал культ смерти и быка. Прежде всего, это связано с тем, что Крит является родиной Зевса, поэтому критяне регулярно принимали участие в различных культовых ритуалах, посвященных посмертному прославлению божества.
Комментарии