Мост

Фото: Мост (Чехия)

Мост – чешский город, некогда носивший немецкое название Брюкс. Иноязычное наименование объясняется близостью германской границы, притом, что от Праги почти семидесятитысячный городок отделяют 85 километров. Впервые упомянут как заурядный Гневинский Мост в невыразительном 1040 году в качестве поселка на торговом пути, вынужденно проложенном по череде деревянных мостов через ныне осушенные болота.


Этот оригинальный мостовый путь использовался купцами, доставлявшими товары саксонским немцам из благословенного города ста башен, как издавна называют Прагу. Активные грузоперевозки требовали надлежащей защиты, посему здесь возвели Pons Gnevin – крепость, отошедшую позднее роду Пршемысловичей, сумевшему получить множество государственных привилегий. В бытность правления прославленного рода наполнению городской казны, наряду с торговлей, служило виноградарство, развивавшееся в окрестностях.

Век XV, как и следующий XVI, отмечены чередой обширных пожаров, потребовавших проведения активной модернизации. Иллюстрацией несгибаемости горожан смотрится сооружение в те проблемные времена костела во славу Святой Девы Марии. Век XVII для Моста ознаменовался сносом крепости, видевшейся населению истоком бедствий в Тридцатилетнюю войну. Последовавшее за сносом затишье обернулось захолустным прозябанием некогда ключевого военно-политического пункта.


Два века спустя Мост очнулся, разбуженный энергичной разработкой буроугольных месторождений, разведанных вокруг города. Однако угольный пласт, как показали исследования, уходил под городской исторический центр, что потребовало неординарного решения. Поскольку древний город Мост стал ведущим буроугольным месторождением Чехии, решение приняли воистину неординарное – снести исторический центр, развив прежде скрытую зданиями разработку драгоценного топлива.

Свойственная социализму широкомасштабная решительность проявилась и в преобразовательном процессе Моста. Появились расчерченные кварталы новостроек, возвели новый вокзал, затопили выработанный карьер, превратив его в многопрофильную зону отдыха, изменили природное русло реки Билина. Лишь одну постройку атеистические власти города необъяснимо пощадили – костел, возведенный предками в память Успения Девы Марии. Эту историческую достопримечательность переместили как единое целое, установив своеобразный рекорд. Преодолев 841 метр, исполинское здание утвердилось после реставрации на новом месте, принимая очарованных посетителей.


Из вышеописанного следует – привлекательные места Моста, за исключением костела, относятся к новостройкам. Но их разнообразие расцвечивает быт горожан и отдых туристов неожиданной яркостью палитры. Достаточно вспомнить упоминавшийся затопленный карьер, ставший огромным Аквадромом.

Городской ипподром позволяет проводить конные соревнования высочайшего ранга. Достоин упоминания развлекательный Аэродром, предлагающий легкомоторные авиакруизы над городом. Полеты дополняются парашютными прыжками для желающих. Особенно впечатляет международный уровень автодрома, оборудованного на рукотворном ландшафте угольных выработок.


Единый план перестройки древнего города имеет, что удивительно, неожиданные преимущества. Учитывая экологическую сложность угледобывающего района, власти озаботились разбивкой многочисленных парковых зон, садов, комплексным озеленением промышленного города. Сегодня эти разросшиеся насаждения привлекают свежестью природных ароматов.


Карта
Большая карта

Это интересно