Ченстохова

Фото: Ченстохова (Польша)

Ченстохова – первоначально скромная польская деревушка, странным образом привлекшая внимание летописцев, вскользь упомянувших ее в 1220 году. Как бы предвидя славу будущего места паломничества католиков, именно здесь Ладислав Ополе – представитель верхнесилезской княжеской династии Приастов – учредил монастырь паулинов, носящий с момента основания в 1382 году название Ясна Гура. Началу всемирной славе монастыря положила подаренная Ладиславом в 1384 году икона Черной Мадонны – так прозвали прихожане икону Девы Марии, по памяти написанную святым Лукой, согласно преданию, через тринадцать лет после содеянного римлянами-язычниками распятия Иисуса.


Получивший в 1377 году право на самоуправление по малому Магдебургскому образцу, город заменил его в 1502 году более прогрессивным большим Магдебургским законом. Воинственный XVII век вынудил превратить монастырь в мощную крепость, отбившую в 1655 году армию шведов, но не сумевшую предотвратить присоединение Ченстоховы к набиравшей силу Пруссии.

Вернувшийся к Польше после пребывания в Петроковской губернии Российской империи город был поглощен гитлеровским генерал-губернаторством, откуда его окончательно возвратил Польше неотразимый в своей стремительности прорыв батальона Хохрякова – гвардии майора советских танковых войск.


Главной реликвией Ченстоховы является названная по имени города-хранителя икона Божьей Матери, многовековый поток паломников к которой поныне полноводен и неиссякаем. Написанный святым Лукой пресветлый образ Богоматери был в XIV веке доставлен в монастырскую обитель Ясной-Гуры пилигримами из Силезии, Пруссии, Венгрии и Королевства Польского. Но принесенные вместе с иконой дары в виде брошей, колец и цепочек были в 1430 году похищены опустошившими храм гуситами.

Нападавшие, прихватив церковную утварь, включавшую мерные чаши, довершили свои деяния необъяснимым святотатством, дважды порезав правую часть священного лика Богоматери клинками сабель. Восстановленную неясным поныне способом икону посчитали защитницей монастыря от шведского вторжения 1655 года. После полного изгнания шведских войск король Ян Казимир всенародно провозгласил дарованной ему властью Божью Матерь Ченстоховскую всемилостивейшей покровительницей державы, королевой Польши.


Название Черной Мадонны, данное святыне, вызвано необъяснимым потемнением лика Девы Марии, постоянное усиление которого ставит в тупик даже обремененных учеными званиями мудрецов современности. Многочисленные реставрации порой придавали иконе неожиданный облик. Так, реставраторы XVII века «обрядили» Мадонну на испанский манер: покрытые золотом изображения одежд позволяли укрепить сверху драгоценные камни, медальоны, цепочки, кокарды, позже добавилась корона. Только реставрация прошлого века освободила икону Богоматери от чрезмерной вычурности.


Карта
Большая карта

Это интересно