Царь-колокол
Не так-то легко решить, что производит большее впечатление: Царь-пушка или Царь-колокол. Но больше злоключений, несомненно, пережил именно расколотый гигант.
Главное
В глубине царского Кремля, среди пышных дворцов и золотых куполов, прячется одно из самых необычных произведений искусства. Это памятник русского колокололитейного искусства XVIII века. Высота его составляет 6,24 м, масса 202 тонны. Это огромное, внушающее почтение творение веками стояло молча. Он символизирует величие и мощь России, ее богатую историю, а также старинную культуру.
Экскурсии в Москве
История
Ближайшие отели от Царь-колокол
Отливка
Гигант недаром стоит неподалеку от Царь-пушки. Помимо названия их объединяет то, что их создавали, прежде всего, как символ величия правящего монарха.
У нынешней достопримечательности Кремля был предшественник – громадный колокол, который удивлял всех красотой. Отлили его с подачи того же Бориса Годунова, которой выступил автором идеи Царь-пушки. Он прослужил почти 50 лет, но раскололся, упав из-за сильного пожара. Впоследствии его дважды переливали заново, добавляя новый металл. Каждый раз гиганту не везло – он падал, а однажды и вовсе разбился от удара собственного языка.
Тот Царь-колокол, который мы знаем, повелела отлить Анна Иоанновна в 1730 году. Технически она переливала обломки все того же многострадального артефакта, добавив новую порцию металла. Отдав приказ создать этого гиганта, Анна Иоановна желала оставить добрую память о своем царствовании.
Сперва выполнить работу предложили французскому мастеру Жерменю – члену парижской Академии наук, но тот отказался, решив, что его разыгрывают. В итоге заказ попал к отечественным специалистам – потомственным литейщикам мастерской отцу и сыну И. Ф. и М. И. Моториным.
Работы начались в январе 1733 года, после почти 2 лет обсуждения проекта. Из-за огромных размеров отливку решили изготовить прямо в Кремле. На Ивановской площади вырыли яму в десять метров глубиной. Пространство между формой и стенами литейной ямы засыпали землей, чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла. Вокруг сложили четыре литейных печи – каждая вмещала до 50 тонн металла. Гигант отливали 83 работника, а всего в проекте участвовало около 200 человек. Работа шла тяжело. Печи оказались сложены плохо, несколько десятков тонн металла утекло в землю, пришлось добавить новое сырье. Для этого расплавили 600 колоколов, 68 тонн пушечной меди, а также 11 тонн олова. Затем загорелась машина для подъема кожуха отливки. Также пострадала сама форма – ее пришлось разобрать, чтобы проверить и исправить поломки. Работы затягивались, становились все дороже. К тому же умер опытный мастер Иван Моторин, оставив все заботы сыну.
Когда все было готово к повторной отливке, на площадь на всякий случай собрали 400 пожарных. Но на сей раз все прошло благополучно, плавка длилась 36 часов. Высота новорожденного составила 6,24 м, диаметр 6,6 м, вес — около 200 тонн. За отливку Царь-колокола Михаил Моторин получил вознаграждение 1000 рублей, а также ранг цехмейстера литейных дел – награда более чем богатая.
Когда работу окончили, обнаружили, что никто не знает, как поднять колокол из ямы. Работы по украшению изделия начались прямо там.
Откуда взялся скол?
В 1737 году, когда украшение гиганта почти завершилось, в Москве произошел великий Троицкий пожар – ему не было равных до пожара 1812 года. Среди прочего, запылала деревянная постройка над литейной ямой, вниз начали падать горящие брёвна. Когда пожар завершился, оказалось, что от невезучего памятника литейного искусства откололся кусок 11,5 тонн весом.
Есть разные версии о причинах произошедшего:
-
Колокол заливали водой, чтобы он не расплавился, от этого отливка охладилась неравномерно и слишком быстро – так появились десяток трещин.
-
Скол мог появиться после падения отливки при подъёме.
-
Гигант мог треснуть из-за технологических ошибок при отливке, которые списали на пожар.
Специалисты склоняется к тому, что Моторины всё же допустили ошибки при плавке – работа была исключительно сложности, недаром таких больших колоколов ни до того, ни после в России не отливали.
Существовал проект припаять отколовшийся край, однако его автор (архитектор Форстенберг), умер от чумы. Увечный колокол думали перелить, но оказалось, что это обойдется еще дороже, чем первая отливка. От работы отступились, 103 года гигант простоял в яме.
Подъем
За это время его дважды пытались вытащить, потом решили оставить как есть, в 1821 году по повелению Александра I яму расчистили, обнесли лестницами с перилами и стали водить туда любопытствующих.
Но инженерные технологии прогрессировали, в итоге из недр земли великана поднял архитектор и инженер Огюст Монферран. Он же создал постамент, на котором тот сейчас установлен. На подготовительные работы ушло полгода, но во время первой попытки громада чуть не упала в яму – лопнули канаты. В конце концов, в 1836 году гигант все же показался из земли. За три дня его передвинули, установили на постамент рядом с колокольней Ивана Великого, где он находится в настоящее время.
Ясно было, что нечего и думать поднять титана на колокольню, чтобы использовать по прямому назначению. Обреченный на молчание колокол размером с дом быстро стал одной из ключевых достопримечательностей Московского Кремля. В конце 70-х годов XX века его отреставрировали, очистив от поздних лакокрасочных покрытий.
Хотя Царь-пушка не разу не стреляла, а Царь-колокол никогда не звонил, главную свою функцию они выполнили – доказали величие своих творцов. В этом они немного сродни Пирамиде Хеопса – та не справилась с функциями надежной могилы, но обессмертила память о создателе. Прошли века, у гигантов Кремля появилась дополнительная функция – они привлекают толпы любопытных туристов со всего света.
Украшения и дизайн
Колокол
Даже расколотый гигант замечателен красотой формы, а также тонко прорисованными скульптурными украшениями. Это великолепный образец барочной чеканки XVIII века. На его поверхности можно увидеть изысканные барельефы с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. С ними соседствуют пояски, картуши с барочным растительным орнаментом, изображения Иисуса Христа, Девы Марии, апостола Петра, Иоанна Предтечи. Под изображением Анны Ивановны внизу вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».
За декор отвечал гравером Федор Медведев – один из птенцов Петрова гнезда, некогда посланный царем-реформатором для обучения в Венецию.
Постамент
Он отделан белым камнем, внутри — красный кирпич. На постаменте закреплена памятная доска с текстом: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день». Автор проекта постамента - О. Монферран. Он же увенчал колокол державой с крестом сверху — символом царской власти. Именно благодаря ей, а также своим размерам великан получил прозвание «Царь-колокол». Это великолепное произведение искусства с гордостью называют символом России.
Интересные факты
-
Гигант сделан в основном из меди и олова, однако для достижения лучшего звучания в сплав добавили 525 килограммов серебра и 72 килограмма золота.
-
Можно ли сделать колокол еще больше? Можно, но вряд ли нужно. При ударе его языка большая часть волн окажется в инфразвуковом спектре, который способен вызывать беспокойство, а также панику у людей и животных. Оптимальным для таких изделий считается вес в 32 тонны.
-
Колокол страдает от туристов – точнее, от их привычки заталкивания в трещины металлические монеты. Из-за них влага может вызывать коррозию внутри трещин.
-
Царь-колокол – слишком заметный объект, чтобы его изображения не попали на деньги. Удивительно, но первыми его изобразили на платежных средствах белые в Гражданскую войну, конкретно – Вооруженные силы Юга России. Народ тут же прозвал эти купюры колокольчиками.
-
У Царь-колокола есть бирманский собрат – Великий колокол Дхаммазеди. Он был отлит в XV веке для знаменитой пагоды Шведагон, весил 294 тонн, был инкрустирован изумрудами, сапфирами, сплошь покрыт письменами. К сожалению, это чудо погибло. Местные племена с помощью португальцев захватили Шведагон, а гиганта решили переплавить на пушки, но потеряли по дороге – он утонул в реке Пагу. До сих пор бирманский великан покоится под многометровым слоем ила.
Время работы и билеты
Архитектурный ансамбль Соборной площади открыт для посещения:
-
С 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00,
-
с 1 октября по 14 мая с 10:00 до 17:00.
Выходной день — четверг.
Проход на территорию Кремля осуществляется через Кутафью башню.
Цена билетов
-
Для основной категории граждан — 800 р.
-
Льготный билет — 500 р.
Как добраться
Царь-колокол находится на территории Московского Кремля, с восточной стороны колокольни Ивана Великого.
Пешком
Находясь в центре Москвы, легко выйти к Кремлю по улицам Тверской, Воздвиженке, Театральному проезду, Ильинке или через Большой Москворецкий мост.
На общественном транспорте
Ближайшие станции метро:
-
«Арбатская» (Арбатско-Покровская линия),
-
«Библиотека им. Ленина» (Сокольническая линия),
-
«Боровицкая» (Серпуховско-Тимерязевская линия),
-
«Китай-город» (Таганско-Краснопресненская линия),
-
«Охотный ряд» (Сокольническая линия),
-
«Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия),
-
«Театральная» (Сокольническая линия).
Ближайшие остановки наземного транспорта:
-
«Боровицкая площадь» (автобусы е10, м1, м9),
-
«Метро Библиотека им. Ленина» (автобусы е10, м1, м1),
-
«Театральная площадь» (автобусы е10, е30, м2),
-
«Красная площадь» (автобусы м90, 538).
На автомобиле или такси
Следуйте по навигатору на Красную площадь.
Экскурсии в Москве
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Царь-колокол на карте
Расположение объекта Царь-колокол на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Москвы
Что рядом с Царем-Колоколом?
Царь-колокол находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Другие достопримечательности в Москве
Московский Кремль — замечательный архитектурный ансамбль XV-XIX вв. По форме он представляет собой неправильный треугольник,...
Красная площадь Москвы – наиболее узнаваемая достопримечательность России. Архитектурный ансамбль площади является памятником Всемирного наследия...
Про московскую улицу Арбат знают даже те, кто никогда не был в столице. Улица в...
Комментарии