Кхапак Ньян — удивительные дороги инков

Современным жителям – свидетелям практически ежегодного ремонта дорожных покрытий, трудно представить, что есть дороги, которые находятся в отличном состоянии в течение многих веков. Это дороги инков.

Могучая цивилизация доколумбовой эпохи, создавшая первую в Южной Америке империю и изменившая облик Анд, оставила после себя много удивительного. Дороги – лишь одна из загадок этой культуры.

Заоблачные дороги

Дети Солнца, как именовали себя инки, жили на территориях нынешних Перу, Боливии, большей части Колумбии, Эквадора, Чили и Аргентины. Почти 1 млн кв. км площади государства инков пронизывала сеть дорог. И это в Андах, одной из высочайших горных систем планеты! Согласитесь, совсем не похоже на строительство древнеримских дорог на равнинах Европы.

Основных магистралей было две. Их пересекало и соединяло множество дорожных ответвлений так, чтобы все 4 провинции империи были связаны между собой и с «нулевым километром» – столицей Куско.

Древнейшая транспортная артерия пересекала высокие горные цепи, скальные осыпи, пропасти, через которые шли подвесные мосты. На высоте 4 000 м огибала озеро Титикака. Это грандиозное инженерное сооружение называлось Королевской дорогой или Тупа Ньян. До начала XXI века она считалась самой длинной дорогой мира. Для представления: в Евразии эта дорога тянулась бы от Атлантики до Сибири.

Вторая трасса шла вдоль побережья Тихого океана, от самого северного порта империи, через пустыню Косты до соединения с Королевской дорогой на территории современного Чили. Ее назвали Кхапак Ньян – в честь верховного Инки Уайна Кхапака, при котором империя достигла вершины величия. Именно эта дорога привела первые отряды испанских завоевателей в Куско. Так древний путь, средство укрепления мощи инков, указал дорогу их поработителям.

Со временем Кхапак Ньян стали называть всю систему дорог инков. Ее общая протяженность оценивается в 30 000 км. Порядка 6 000 км включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Автор фото: Mx._Granger. Источник: ВикипедияАвтор фото: Mx._Granger. Источник: Википедия

Мастерство древних строителей

Дорожников не останавливали ни высочайшие горы, ни болота, ни пустыни. На невероятной высоте обустроены пологие удлиненные уклоны, на склонах прорублены удобные ступени. Среди болот древние инженеры отсыпали дамбу или плотину, поднимая дорогу. В прибрежных пустынях дороги огораживали каменными бортиками – они защищали путь от песчаных заносов. Оптимальное решение находили для каждого участка шоссе.

Поскольку инки не имели письменности, об организации строительно-дорожных работы можно узнать лишь из хроник испанских конкистадоров. Они приписывают успехи отлично отлаженному государственному механизму. Каждый подданный империи отрабатывал на стройках – любых – 3 месяца ежегодно. Во время этих работ государство обеспечивало рекрутов жильем, питанием и одеждой.

Дороги содержались в идеальном порядке. Сами они не требовали ремонта, но вот траву между тщательно пригнанной каменной кладкой чистили постоянно. Любая порча дороги каралась весьма сурово.


Не просто дороги, а инфраструктура

Лошадей инки не знали. Любое путешествие было долгим, потому что пешим. И на дорогах через каждые 25 км располагались дорожные станции. Такой местный вариант постоялых дворов с соответствующим набором услуг – ночлегом, едой и т.п. Содержали и снабжали припасами станции жители близлежащих деревень. За эксплуатацию дорог отвечали специальные инспекторы.

Одной из главных задач дорожной сети было функционирование почтовой системы, созданной инками. Испанцы поражались, как Верховный инка узнавал о любых происшествиях во всех уголках империи в 4 раза быстрее, чем они. Почтовые посты были расставлены через каждые 3 км. Курьеров специально обучали способам передачи сигналов с поста на пост. Именно развитая дорожная инфраструктура помогла империи инков стать крупнейшей цивилизацией того времени в западном полушарии.

Автор фото: Aga Khan. Источник: ВикипедияАвтор фото: Aga Khan. Источник: Википедия

Тайные и культовые тропы

Существовали и подземные дороги. Одна из них соединяла Куско с военной крепостью выше в горах. Ее создали на случай вторжения в столицу врагов. Подземный тоннель представлял собой лабиринт. Даже если неприятелю удастся в него проникнуть, множество извилистых коридоров его запутают.

Были и культовые дороги, к местам религиозных церемоний. Все они строились с архитектурной оригинальностью, чтобы создавать соответствующий настрой. Как, например, путь коронации из Куско на гору Чукиканча.

Самое интересное – сочетание первого и второго типа дорог. К примеру, потайные культовые тоннели к пещерам, посвященным культу Ягуара, украшали мумии знаменитых инков. А в самих пещерах был высечен 2-х метровый трон для правителя.

Инки тяготели к подземным дорогам не только из военных соображений. По древним преданиям, первый Инка и его жена, от которых началась великая цивилизация, пришли к месту будущей столицы подземным ходом от озера Титикака.

Кто строил дороги инков?

Невероятно: дороги строились при отсутствии железа, лошадей и даже просто колеса! Более того, инки не имели никаких приспособлений для обработки камня. А ведь дороги вымощены идеально. Причем создавались не только дороги:

  • Тончайшие изысканные ткани
  • Утонченные предметы искусства
  • Коллекция золотых изделий
  • Монументальные культовые постройки.

А в горах, на большой высоте, изначально недружелюбной к земледелию, инки умудрялись получать урожаи.

Все, что сохранилось до наших дней вызывает, конечно, восхищение. Но и множество вопросов. Они возникали уже у первых европейцев, открывших эту цивилизацию. В испанских хрониках описаны случаи беспомощности инков при транспортировке каменных блоков. А ведь из них сложены гигантские сооружения.

Все чаще звучат гипотезы о том, что инки лишь использовали созданное более древней цивилизацией, незнакомой нам. Доказательством служит как раз древняя дорожная система. Она связывает все древнейшие мегалитические строения Южной Америки, построенные неизвестной культурой.

Ирина Белоус
Ирина Белоус
Все статьи автора arrow

Понравилась статья?

Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!

Комментарии

Прокладывайте удобный маршрут!

Популярные статьи

Баухаус — немецкая школа искусств Архитектура
eye
4461
Острова Индии Пляжный, курортный или водный отдых
eye
18674
Все статьи arrow
vk-share
Вконтакте
vk-share
Одноклассники
vk-share
Скопировать