Баухаус — немецкая школа искусств

Баухаус — одна из самых значимых школ искусства и дизайна в Германии, оказавшая особое влияние на архитектуру XX века. Не так давно она отметила столетний юбилей, хотя официально учебное заведение было упразднено еще в 1933 году. И все же стиль Баухауса узнаваем во всем мире, его ключевым отличием было использование простых форм и материалов. Именно идеями проекта были вдохновлены многие направления в дизайне, искусстве настоящего и недавнего прошлого — минимализм, модернизм, функционализм и не только. А тремя главными заповедями школы можно назвать функциональность, экономичность и ориентированность на массовое производство.

История основания школы

Баухауз или Баухаус — государственная высшая школа строительства и формообразования, существовавшая в Германии. Открытое в 1919 году учебное заведение определило основные принципы архитектуры столетия, но многие дизайнеры и другие специалисты следуют его идеям и по сей день. Термин Bauhaus с немецкого языка расшифровывается как «строительство» и «дом».

Отцом школы Баухаус стал Вальтер Гропиус, берлинский архитектор и художник. Местом основания учебного заведения был выбран небольшой городок Веймар, учебные классы и мастерские разместились в особняке XIX века. Гропиусу удалось собрать под одной крышей многих известных художников из разных стран. Сам он проникся новаторскими идеями во время путешествия в Испанию. На творческие и теоретические взгляды Гропиуса особенно повлияла война — после ее окончания архитектор понял, что нуждается в переменах.

Первая мировая оказала влияние не только на Вальтера, но и других рядовых жителей Европы. Они нуждались в новом художественном языке и даже новом искусстве. Этим потребностям и отвечал Bauhaus — учрежденное в революционный период учебное заведение стало средоточием новаторских идей, которые закладывались в европейской деятельности в последние годы.

В 1925 году школа покинула Веймар из-за прекращения финансирования. Директор нашел спонсора, и в результате в Дессау началось строительство собственного комплекса, отведенного под учебное заведение. Этот городок находится всего в 100 километрах от Берлина. Под академический городок Баухауса выделили большой незастроенный участок, окруженный лесами и полями. Проект зданий выполнил сам Гропиус совместно со своим помощником Адольфом Мейером. Учебный комплекс был возведен в рекордные сроки — всего за год.

Школа работала в Дессау почти до самого закрытия — незадолго до этого события она перебралась в Берлин, где и была упразднена в 1933 году. К тому моменту многие преподаватели покинули проект, а кресло директора занял Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1933 году Баухауз был закрыт, поскольку нацисты посчитали учебное заведение рассадником опасного интеллектуализма. Но репрессии не уничтожили школу, а лишь сделали ее идеи популярными, если не сказать культовыми, во всем мире.

После роспуска проекта часть преподавателей и студентов были вынуждены эмигрировать. Например, в США. Там они продолжили свое дело. Так, Ласло Мохой-Надь переехал в Чикаго и основал там «Новый Баухаус». Развивались идеи дизайнерской школы и в Израиле, и даже в СССР. Ханнес Майер в сопровождении нескольких специалистов переехал в Москву, архитекторы из Германии оставили след в архитектуре социальных домов, построенных при заводах в Перми, Орске, Магнитогорске и других городах.


Манифест школы

Автор фото: Robert Brands. Источник: Flickr

Считается, что сама профессия дизайнера родилась в Bauhaus, при этом школа просуществовала совсем небольшой срок. За эти годы она была вынуждена переезжать из города в город из-за проблем с властями и финансированием, менять руководство. И все же, влияние Баухауза распространилось на всю планету, этой художественной школе удалось достичь невозможного.

Новаторский проект заслуженно признан наиболее ярким явлением в архитектуре и дизайне прошлого столетия. Именно благодаря ученикам Баухауса удалось стереть знак равенства между «красиво» и «дорого», а также пересмотреть некоторые тенденции в современном интерьере. Главные идеи школы были изложены в манифесте. Этот документ создал основатель и первый директор учреждения Bauhaus.

Вальтер Гропиус провозгласил следующие принципы учебного заведения:

  • Конечная цель каждого творца — здание, однако архитекторы, художники и скульпторы должны постичь каждый элемент сооружения по отдельности и одновременно принять его целостность.

  • Все люди творчества должны вернуться к ремеслу, поскольку именно оно сохраняет одаренность автора, не дает ему обратиться к подражательству или бездумному копированию.

  • Также основатель школы мечтал об объединении декоративного и монументального искусства, слиянии живописи, философии, скульптуры, графики, архитектуры и не только. По его мнению, это должно помочь созданию великих произведений универсального искусства — то есть зданий, в которых будет стерта грань между декоративной и монументальной составляющей.

Участники Bauhaus мечтали преодолеть разрыв между творчеством и промышленным производством. Основатели проекта придерживались идей, что каждый ученик Баухауза должен уметь трудиться руками. Поэтому обучение здесь строилось на основе мастерских. Примечательно, что первое время в школе даже не было отдельного факультета, где бы изучалась архитектура.

Считается, что именно Вальтер Гропиус внес в современную архитектуру так много материалов и идей. Например, металл, железобетон и стекло. Идейный вдохновитель Баухауса вместе со своими сподвижниками совершил настоящую революцию в дизайне, сделав ставку на эстетику конструктивизма, отсутствие декора и геометричность.


Особенности учебного процесса в Bauhaus

Автор фото: Tegula. Источник: Pixabay

Приоритетом в обучении в Баухаусе были практические занятия, тогда как само изучение теории и истории искусства уходило на второй план. В этом заключалось одно из отличий немецкой школы от классических учебных заведений. За эстетическую составляющую процесса обучения отвечали художники, а навыкам профессии обучали мастера-ремесленники.

Вальтер Гропиус изобразил систему обучения в школе в виде концентрических колец. Согласно предложенной им схеме, каждое кольцо обозначало определенный курс:

  • Наружным слоем был полугодовой курс-форкурс или пропедевтический курс, на который принимали всех желающих. На этом этапе ученики изучали закономерности форм и цветов, обучались в начальных мастерских и изучали материалы.

  • Второй и третий круг наступали после завершения вводного курса, на этих ступенях студенты активно разбирали такие материалы, как камень, металл, стекло, глина и не только, осваивали приемы работы с ними, изучали конструкции и инструменты. Основное внимание в это время уделялось работе в производственных мастерских.

  • Центром схемы был круг, который обозначал проектирование. Чтобы приступить к этой части, студенты должны сдать экзамен в мастерских, а уже затем начинать изучение архитектуры. Однако во главу угла были поставлены дизайн и декоративное искусство.

В Bauhaus был сделан акцент на индивидуальности каждого ученика. Особая творческая атмосфера и новейший подход к системе обучения помогали раскрыть талант учащихся, освободить их от условностей. Также Гропиус считал сердцем школы производственные мастерские, поскольку там студенты получали профессиональную специализацию, перенимая опыт от мастеров, художников-проектировщиков.

Преподаватели школы

Вальтер Гропиус стремился к развитию новой эстетики, дизайна в целом, поэтому он активно привлекал к преподаванию в школе радикально настроенных художников, известных архитекторов. Среди них были Василий Кандинский, Пауль Клее, Йоханнес Иттен и другие. Преподаватели проекта мечтали о грандиозной социальной реформе и верили, что их труд и созданное новое искусство поможет воспитать человека будущего — настоящую личность.

Вводный курс было поручено преподавать Йоханнесу Иттену, молодому швейцарскому художнику, который являлся теоретиком нового искусства. Сформированный им форкурс лег в основу преподавания многих дисциплин в современных художественных школах. На начальных порах с ним работали скульпторы Герхард Маркс и Лионель Файнингер, позже к ним присоединился Пауль Клее и известные художники-абстракционисты — Оскар Шлеммер, Василий Кандинский. Интересно, что Иттен обязывал своих студентов помимо основных предметов осваивать йогу, дыхательные упражнения и пение.

В 1923 году группа преподавателей пополнилась еще одной знаковой фигурой мирового авангарда — это был венгерский художник Ласло Мохой-Надь. После ухода Иттена из Баухауса именно он стал руководителем вводного курса и мастером металлообрабатывающего отделения. Под его руководством были созданы многие оригинальные проекты, к их числу принадлежит геометризованный чайник для заварки авторства Марианны Брандт. В этот период состоялась первая выставка проекта в Веймаре.

Для школы Bauhaus был характерен абсолютно разный подход каждого мастера к обучению. Отсутствие строгой дисциплины и единой концепции преподавания удивило Тео Ван Дусбурга, художника, скульптора и архитектора, который посетил школу в 1920 году. Позже он присоединился к проекту и читал для студентов теоретический и практический курс, который стал основой группы «Де стиль». Дусбург также известен как один из основателей неопластицизма, геометрического абстракционизма.

Знаковые проекты Баухауса

Автор фото: Rob Oo. Источник: Flickr

Создатели Баухауса отвергали в архитектурном стиле и дизайне интерьера узоры, орнаменты. Они были уверены, что человек должен быть окружен функциональными предметами, которые назывались вещами-помощниками. Вместо декора во главу угла были поставлены матовые и глянцевые поверхности, сочетание фактур и комбинирование теплых и холодных оттенков. Например, дерева с металлом.

Эти тенденции ярко прослеживаются в проектах преподавателей и студентов школы. Самым известным из них можно назвать здание школы в Дессау. Новый дом Bauhaus получил функциональный дизайн, лишенный какого-либо декора. По фото этого сооружения легко получить представление о том, к чему стремился Вальтер Гропиус. Он не любил «перегруженные» украшениями фасады — вместо них автор проекта сделал главным акцентом здания большие окна с металлическими рамами. Здание с плоской крышей ассиметричное, состоит из нескольких частей. Рядом с ним можно увидеть домики преподавателей — тоже в стиле минимализма, они остро контрастируют с привычными особняками на соседних улицах.

В Веймаре расположен первый пробный проект учебного заведения, Хаус-ам-Хорн или дом на холме. Его создание было приурочено к выставке 1923 года. Это оригинальное строение стало прототипом идеального дома новой эпохи. В нем все продумано и функционально — авторы использовали энергосберегающие технологии и инновационные материалы, а планировка четкая и простая. Все до мелочей в этом здании было придумано в мастерских школы.

Кресло Wassily — еще один знаменитый проект Баухауса, авторство которого принадлежит студенту и преподавателю школы, Марселю Брейеру. Оригинальным названием модели было В3. Предмет мебели получил облегченную конструкцию из трубчатой стали. Новинка от Марселя Бройера дала начало целой серии, состоящей из диванов, кроватей, столов и не только. Эти кресла выпускаются и сегодня.

Было спроектировано в производственных мастерских немецкой школы дизайна и кресло Barcelona. Оно тоже встречается в продаже и сегодня. Его автором стал архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ. Кресло получило тончайший металлический каркас и плоские подушки из кожи. За функциональность и удобство его ценят и сегодня, поэтому модель часто можно увидеть в интерьере офисов и жилых домов.

Где познакомиться с наследием Баухауса сегодня

Автор фото: Harald909. Источник: Википедия

Поклонникам новаторского стиля в дизайне и архитектуре стоит начать знакомство с наследием школы с Веймара. Не зря этот город называют родиной Баухауса — здесь сохранился особняк, в котором зародился смелый проект. Он находится на Гешвистер-Шолль-штрассе, сегодня тут находится университет Баухаус, наследник легендарного учебного заведения. Несмотря на учебный процесс, по зданию проводят регулярные экскурсии.

Особым украшением веймарского здания школы можно назвать оригинальную винтовую лестницу в стиле модерн. Хотя само сооружение по стилистике не близко к концепции Баухауса, в нем все же прослеживаются черты функционализма. Например, наполняющие светом и воздухом помещения огромные окна, строгие линии фасада. Заслуживают внимания отдельные кабинеты бывшей школы — например, кабинет Вальтера Гропиуса. Его дизайн и используемые предметы мебели, декора полностью были придуманы и воплощены в производственных мастерских учебного заведения.

В Веймаре также можно посетить Новый музей Баухауса. Это здание напоминает массивный бетонный куб, оно было построено к 100-летию учебного заведения. Выставочный комплекс расположен перед городским парком. Его экспозиция в деталях рассказывает об истории дизайнерской школы, созданных ее преподавателями и студентами шедеврах, системе обучения и не только. Коллекция включает множество артефактов, в том числе авторскую мебель, знаменитый чайник Марианны Брандт, несколько полотен Пауля Клее и многое другое.

Интересно будет взглянуть туристам на примеры социального жилья, созданного по проекту архитекторов Баухауса в Дессау. Это целый поселок из блочных домов — всего их 314. Здания двухэтажные, некоторые из них сегодня открыты для посещения — интерьеры в них восстановлены. А в одном из них расположен музей. Кстати, в поселке есть так называемый «Дом с балконом», в котором жил второй директор школы дизайна — Ханнес Мейер.

Шедевры Баухауса в Берлине

Автор фото: Joel Filipe. Источник: Unsplash

И все же больше всего реализованных проектов Баухауса можно увидеть сегодня в Берлине и его окрестностях, хотя школа просуществовала здесь совсем короткий срок. В городе функционирует Баухаус-Архив — самое большое собрание работ, предметов искусства и литературных изданий, когда-либо созданных деятелями школы. Примечательно, что музей первоначально был расположен в здании, построенном по проекту Вальтера Гропиуса, но уже после его смерти. Позже он переехал по новому адресу.

После переезда студенты и преподаватели учебного заведения разместились в здании бывшей телефонной фабрики. Но нацистам их пребывание в городе было крайне не по душе, из–за чего школу постоянно обыскивали, а учеников нередко арестовывали. Архитекторы и дизайнеры успели преобразить некоторые кварталы Берлина. Это легко заметить в так называемых берлинских модернистских поселках.

Модернистские поселки превратились в классику современных городов, это родоначальники нынешнего урбанизма. Их в столице Германии насчитывается несколько, а самым примечательным считается «Подкова» или Хуфайзен. Строительство квартала велось несколько лет, это масштабный проект, включающий более 1000 домов. Такое название поселок получил из-за того, что его ядро и некоторые другие дома выстроены в форме подковы. А остальные здания в стиле минимализма — расположены линейно.

Совершить путешествие в модернизм удастся и во время посещения города-сада Фалькенберг. Это ранний проект школы в поселке Бруно Таута, который многим из-за используемых ярких красок напоминает коробку с карандашами. Домики в нем окружены зеленью и цветами, по первоначальному проекту еще до Первой мировой было построено всего 34 квартиры. В 2008 году квартал был занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Берлине также творил Людвиг Мис Ван дер Роэ незадолго до эмиграции в США. Одним из его проектов, кстати, последним перед переездом, стала вилла Лемке. Это постройка асимметричной формы с плоской крышей, похожая внешне на букву L. Для ее строительства мастер использовал много обожженного кирпича. В особняке в стиле модерн сегодня функционирует выставочный зал.

Проекты Баухауса в Штутгарте и Франкфурте

Автор фото: Rob Oo. Источник: Flickr

Несколько оригинальных зданий деятели школы спроектировали не в тех городах, где размещалось учебное заведение. Так, в Штутгарте мастера вместе с учениками построили рабочий поселок в стиле модернизма, он называется «Белые дворы» или Вайсенхоф. Расположенные в нем здания четко отражают идеи проекта, они реальное воплощение концепции основателя Баухауса. Поэтому это жилье получилось функциональным, практичным и доступным.

Над Вайсенхофом трудились многие архитекторы-авангардисты — Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Мис Ван дер Роэ и другие мастера. Кстати, Мис Ван дер Роэ создал генеральный план поселка. Архитекторы работали не только над концепцией зданий, но и над интерьерами, заполняли помещения «правильной» мебелью. Создание Вайсенхофа было приурочено к выставке 1927 года. Именно тут публика впервые увидела культовые кресла Марселя Брейера.

Основной достопримечательностью в поселке можно назвать дом Ле Корбюзье. Он был выкуплен у владельцев, сейчас в нем действует музей. Некоторые помещения в нем содержат экспонаты, повествующие об истории Баухауса, а в других можно осмотреть восстановленные интерьеры. Несмотря на то, что поселок был выставочным, сегодня он вполне жилой.

Большое влияние идеи Баухауса оказали на облик Франкфурта-на-Майне. С легкой руки мэра города деятели школы поработали над главным рынком, Университетом Гете, а также так называемыми спальными районами — это дома типовой застройки, возведенные для нескольких тысяч семей. Над ними работала команда архитектора Эрнста Мая — к слову, именно под его началом были построены целые кварталы советских городов, например, Кемерова и Нижнего Тагила.

Во Франкфурте функционирует дом Эрнста Мая, превращенный в музей. Это двухэтажное здание с террасой, в котором особого внимания заслуживает кухня. С нее началась история модульных кухонь, в ней использовался с пользой каждый квадратный сантиметр. Ее автор спланировал нижние и верхние элементы так, чтобы все пространство было функциональным, а хозяйка не совершала лишних телодвижений.

Кроме Штутгарта и Франкфурта, наследие Баухауса живо по сей день в Дюссельдорфе, Лейпциге, Дрездене, Бернау и других немецких городах. Помимо Германии, деятели знаменитой школы дизайна и архитектуры отметились во многих точках мира. Например, в Тель-Авиве существует «Белый город», который называют целостным ансамблем зданий новаторского учебного заведения.

Ольга Соколова
Ольга Соколова
Все статьи автора arrow

Понравилась статья?

Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!

Комментарии

Алекс
5 дней назад
Многие из учителей и выпускников Баухауса эмигрировали в различные страны, в том числе и в Россию. Это содействовало международному распространению и влиянию идей и стилей Баухауса. Рад, что и в России есть хорошие примеры этой школы.

Прокладывайте удобный маршрут!

Популярные статьи

Гора Митридат в Керчи Горы
eye
2956
История Большого Гатчинского дворца Дворцы
eye
3385
Лучшие музеи Стамбула Музеи
eye
2827
Все статьи arrow
vk-share
Вконтакте
vk-share
Одноклассники
vk-share
Скопировать